Главная страница > Статьи > Статья "Неисправности флешек (флэш-дисков) и карт памяти. Часть 1"
СТАТЬИ

Неисправности флешек (флэш-дисков) и карт памяти.

 

Несмотря на то, что флешки представляют из себя довольно надежное устройство, они подвержены большому риску в силу условий их применения: их носят в карманах и сумках, оставляют  на столах, диванах, холодильниках и подоконниках, часто роняют, а иногда и бьют статикой. Карты памяти к тому же имеют довольно мягкий корпус. Поэтому не удивительно, что многие из вас встречались с ситуацией, когда флешка, на которую вы записали фильмы, фотографии или годовую бухгалтерскую отчетность, через 15 минут уже не читается.

Что делать? Во-первых, если на флешке имеется уникальная, нигде больше не сохраненная информация, то следует вслед за Матроскиным сказать себе: «поздравляю тебя Шарик, ты болван!». Потому что, если неисправность лежит в сфере «железа», то есть функциональной работоспособности самой флешки, а не файловой системы, то шансов восстановить информацию очень мало (и в этой статье я этого вопроса касаться не буду совсем). Если же вам нужна только сама флешка, то можете читать дальше.

 

Сначала кратко перечислю список проблем, которые мы далее рассмотрим:

1. Фатальная неисправность контроллера флешки, либо сбой по питанию. При такого рода неисправностях компьютер вообще никак не реагирует на подключение флешки.

2. Ошибка микросхемы памяти, либо частичная неисправность контроллера (в том числе сбой микропрограммы). Для этого дефекта характерны сбои при чтении/записи, невозможность форматирования, блокировка записи, неверное определение диска, нестабильная работа, в том числе потеря информации сразу, или спустя некоторое время после извлечения флешки из компьютера.

3. Ошибки файловой системы. Как правило, возникают из-за физического дефекта флешки (см. пункт 2), сбоя в работе компьютера или операционной системы, ошибок записи данных на флешку при неправильном извлечении флешки из компьютера.

4. Ошибки главной загрузочной записи (MBR). Ошибки могут быть следствием двух предыдущих пунктов, либо неправильного (или даже злонамеренного) использования программ для так называемого «разбиения» диска. Ошибка отличается тем, что с одной стороны встречается чрезвычайно редко, а с другой стороны, когда все-таки встречаются, то зачастую, даже довольно опытными пользователями неверно диагностируется как пункт 1 или 2.

5. Блокировка флешки антивирусом. В зависимости от особенностей, а также выбора настроек того или иного антивируса, для снятия блокировки может потребоваться запуск лечения флешки вручную, либо, в особенно запущенных случаях, использования более «продвинутых» антивирусов.

Все вышеперечисленное относится и к картам памяти, так что далее везде где я пишу "флешка" можно смело читать "и карта памяти". 

Первое, что мы сделаем: если возможно, проверим флешку в другом компьютере. Если другого компьютера под рукой нет, то постараемся исключить возможное влияние нашего компьютера: отключим все внешние накопители (включая внешние жесткие диски, картридеры, телефоны, фотоаппараты и т.п.). Отключим пока также и нашу флешку. Теперь в «проводкнике» у нас не должно остаться ни одного съемного диска. Подключим флешку в один из портов сзади системного блока. Причем подключим напрямую, без всяких удлинителей. Если флешка не заработала, подключим вместо проблемной флешки исправную (в тот же порт (разъем), чтобы убедиться, что он исправен). Если другая флешка работает исправно, а наша нет, продолжим исследование, иначе ремонтируем компьютер или операционную систему.

Для того, чтобы определиться с видом дефекта рассмотрим следующий блок вопросов:

 1. Определяется ли в системе диск, соответствующий флеш-носителю? Если диск не виден под какой-либо буквой в проводнике, то следует посмотреть также в диспетчере логических дисков (управление дискаим). Для этого нажимаем правую кнопку на «мой компьютер», выбираем пункт «управление», слева в открывшемся окне выбираем «управление дисками» и ищем слева внизу съемный диск. Диск должен отображаться как съемное устройство. Если диска нет, то флешка тяжелобольна на физическом уровне. Если диск есть, но рядом с размером нет названия файловой системы (FAT/FAT32, либо NTFS), как на этом примере: то следует  попытаться его отформатировать. Для этого необходимо нажать правой кнопкой мыши прямо по этому диску.

Если это не удастся, мы, вероятно, имеем дело с физическим дефектом.

2. Если диск в системе определяется и ему назначена буква, но при попытке открыть диск, выдается сообщение «диск не отформатирован», то следует попытаться его отформатировать. Если форматирование прошло успешно, следует запустить проверку диска с включенной функцией поиска поврежденных секторов. Для этого нажмите правую кнопку мыши на значке диска в проводнике и выберите пункт меню «свойства».Откройте вкладку «сервис», нажмите кнопку "проверка", 

 отметьте оба чек-бокса (квадратика) и нажмите «запуск». В случае ошибки на стадии проверки или форматирования, диск, по-видимому, имеет физические повреждения.

3. Если диск определяется в системе и ему назначена буква, но при попытке открыть диск, выдается сообщение «нет доступа», то возможны два варианта:

  • неисправность флешки
  • на флешке имеется вирус (некоторые антивирусы в определенных случаях могут блокировать доступ к флешке, если на ней имеется вирус).

Тут возможны различные способы диагностики. Лучшим является попробовать открыть флешку на другом компьютере. Если это не возможно, следует попробовать принудительно заставить антивирус провести лечение. Даже если это не даст результатов, вы по крайней мере сможете по логам антивируса попытаться определить проверял ли антивирус что-то на диске, или он, как и вы, не может получить доступ к файлу (так будет в случае, если флешка неисправна). Посмотрите на количество проверенных антивирусом файлов и если их 0, то флешка скорее всего неисправна.

 

В следующей части мы рассмотрим ситуации, когда диск открывается, но при доступе к файлам возникают различные проблемы.